Картина-притча «В ожидании моря»
Сценарий картины «В ожидании моря», который несколько лет назад получил награду на кинофестивале «Санденс», был не сразу экранизирован –э то было связано свозникшими проблемами со здоровьем у режиссера картины, а также прочими обстоятельствами. На съемки фильма ушло 2 года, в работе над картины приняли участие сразу несколько стран. Лента открывала в ноябре 2012 года седьмой Римский кинофестиваль
Сюжет фильма такой – несколько лет тому назад Марат в исполнении актера Егора Бероева, капитан рыболовецкой шхуны, отправляется в плавание по морю вместе со своей любимой. Но на море разбушевалась буря, которая потопила корабль. В результате команда судна погибла, девушка исчезла, а самого Марата бурей выбрасывает на песчаный берег. Марата арестовывают, он оказывается в кутузке.
Он проводит в заключении 10 лет по обвинениею в рабочей халатности, капитан возвращается в порт, с которого все началось, только без судна. Он настроен починить свое старое судно и снова выйти в море. Однако по возвращении обнаруживается, что порт за это время превратился в руины, море высохло, превратившись в безжизненную пустыню, т.к это бывшее Аральское море. Местные жители полагают, что Марат принес с собой проклятие на это место. Тогда моряк решается в одиночестве сам найти путь к морю, а для себя - успокоение для своей души.
Критики в целом дали плохую оценку как режиссерской работе в этом фильме, так и актерской игре. В целом о картине можно сказать следующее –ни для кого не секрет тот очевидный факт, что создатели российских артхаусных драм при съемках часто ориентируются «на экспорт», с прицелом на участие в международных фестивалях, на мировой прокат, а также специальные показы в кинематографических вузах.
Поэтому часто можно наблюдать переход в общении между зрителем и фильмом чуть ли не на истеричный крик – сейчас стало распространенным явлением, что часто артхаусное кино буквально вопит всем с большого экрана, мол вот я какое особенное, нельзя пропускать и кадра в картине. «В ожидании моря» буквально вопит об этом особенно сильно.
Возникает ощущение, будто каждым следующим кадром режиссер Бахтиер Худойназаров пытается зажать голову зрителя в тиски и внушить ему, что мол вот он – Казахстан. А тут степь, полуразвалившиеся местные жилища,а здесь несчастные, всемизабытые и никому не нужные жители, у которых вся связь с внешним миром заключается в редких появлениях автобуса из райцентра. И в этом вся она, настоящая жизнь.