Рецензии

Жухало против жукеров

03 Ноябрь 2013

Жухало против жукеровПремьера кино
Фантастический боевик Гэвина Худа «Игра Эндера» (Ender`s Game) снят по роману Орсона Скотта Карда, получившему в 1980-х несколько жанровых премий. Действие картины происходит в 2135 году, однако научно-фантастическая, техническая составляющая тут не так важна, как морально-этическая. Очередной роман воспитания отроков во Вселенной посмотрела ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.

В эпиграф «Игры Эндера» вынесен этический парадокс, к которому юный заглавный герой придет где-то в середине всей этой педагогической поэмы: «Вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит и любовь к нему». С логикой этой можно поспорить, но оставим ее на совести Орсона Скотта Карда, который в настоящее время является немного одиозной фигурой ультраправых взглядов, борющейся против однополых браков и вообще гомосексуализма, в связи с чем в интернете даже появлялись призывы бойкотировать «Игру Эндера». При этом сам фильм, наоборот, в отличие от непримиримого автора первоисточника учит скорее толерантности и готовности к диалогу и содержит одну простенькую гуманистическую мысль — что врага не обязательно сразу мочить, а сначала можно попробовать поговорить, вдруг он поймет по-хорошему.

Главными врагами землян в данном случае выступает инопланетная раса под названием buggers, из которых в русском переводе получились «жукеры». Выглядят они соответствующе, с жвалами, лапками и фасетками, хотя к муравьям все-таки ближе, чем к жукам, а также визуально чем-то смахивают на Чужих, однако это такие Чужие, с которыми люди могли бы подружиться и даже великодушно начать высиживать их яйца. Но это уже, так сказать, спойлер, а вначале война идет на полное уничтожение, для чего земляне начинают выращивать будущих защитников отечества с раннего детства. Более того, 12-летний Эндер (Эйса Баттерфилд) прекрасно знает, что родители завели его, третьего ребенка, по специальному госзаказу, требующему пушечного мяса (хотя родители это и отрицают и клянутся, что хотели сына). В специнтернате щупленький мальчик систематически обыгрывает в компьютерные стрелялки с помощью «военной хитрости» своих более развитых физически соучеников, которые скрежещут зубами, называют его «жухало» и все время норовят зажать впятером в укромном углу. За поведением Эндера наблюдают по специальным мониторам педагоги — негритянская женщина (Виола Дэвис), которой в кульминационный момент предстоит выступить с сердобольной речью о том, что война калечит детишек, и чуждый подобным сантиментам полковник (Харрисон Форд). Он сравнивает курсантов с жеребятами, чует в Эндере «породу», а точнее, замечает, насколько шельмец хитер, и решает сделать из него лидера, который поведет отроков в межпланетный бой. Те не торопятся признавать в Эндере вождя, зато на его сторону сразу встает бойкая отроковица — старлетка Хейли Стайнфелд, еще не остывшая от роли трепетной Джульетты, пытается резко переключить амплуа и играет пацанку с мужественным именем Петра и уверенностью (возможно, небезосновательной), что в этом мальчиковом коллективе у нее одной есть яйца. Она предлагает Эндеру подтянуть его в боевых навыках в индивидуальном порядке, и отчасти из ревности новенького начинает прессовать командир учебного отряда (Мойзес Ариас) — неказистый, лопоухий и даже меньше ростом коротышки Эндера, но очень злой. Однако герой и тут оказывается хитрее и стремительно развивает так необходимый лидеру талант манипулятора, после чего его командирская карьера обречена на успех. Любопытно наблюдать, как с каждым новым шагом по карьерной лесенке в кротком личике жухала появляются все более неприятные черты и в глазах все больше просвечивает жестокость, прятавшаяся под напускным смирением. И возможно, к английскому мальчику Эйсе Баттерфилду, до этого игравшему благонравного сиротку в «Хранителе времени» (Hugo), стоит присмотреться и как к исполнителю более испорченных персонажей, а внезапную нравственную трансформацию Эндера в обратную, более человечную сторону стоило бы прописать более подробно и убедительно, освободив экранное время за счет однообразных тренировок, маршировок и речовок, равно как и за счет батальных сцен — на описание их жалко тратить больше букв, чем «бдыщь-бдыщь», которые сами по себе все объясняют опытному зрителю 12+.

Похожие Рецензии

«План побега»: супергерои снова в деле

«План побега»: супергерои снова в деле

03 Ноябрь 2013
В прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов этого месяца — боевик «План побега» с бессмертными Сильвестром Сталлоне и Арнольдом Шварценеггером в главных ролях. О том, чего ...
«Облачно… 2: Месть ГМО»

«Облачно… 2: Месть ГМО»

02 Ноябрь 2013
Cюжет После того как в прошлой серии остров засыпало гигантскими гамбургерами, фрикадельками и пиццей, всех его жителей эвакуировали. Правда, главному герою и его друзьям приходится вернуться ...
Картина-притча «В ожидании моря»

Картина-притча «В ожидании моря»

21 Октябрь 2013
Сценарий картины «В ожидании моря», который несколько лет назад получил награду на кинофестивале «Санденс», был не сразу экранизирован –э то было связано свозникшими  проблемами со здоровьем у ...
Сонная Лощина Sleepy Hollow, 1999

Сонная Лощина Sleepy Hollow, 1999

04 Ноябрь 2013
Эту работу известного американского режиссёра Тима Бёртона многие сразу же сопоставили, проведав о некоторых из его пристрастий, с несколько наивными и аляповатыми по исполнению фильмами ужаса, ...
Сталинградская пицца, или как Бондарчук-сын сдал «Дом Павлова»

Сталинградская пицца, или как Бондарчук-сын сдал «Дом Павлова»

01 Ноябрь 2013
Фильм Александра Роднянского – а именно его фамилия после заставки Columbia pictures первой появляется на экране – собрал рекордную кассу и вызвал рекордную, в основном отрицательную прессу. ...